Главная -> Наши публикации -> Монографии ->Резник Н.А.
Научность, доступность и наглядность учебного контента в современном информационном пространстве
 
Научность, доступность и наглядность учебного контента
в современном информационном пространстве

 
Автор:
Резник Н.А.
Соавторы: Абросимова Т.В., Авдеев А.П., Ежова Н.М., Павлов Н.А., Сердюк В.А., Черношеина Л.А, Шильникова О.В.

Аннотация: Данная монография состоит из цикла статей авторского коллектива неформального научно-исследовательского объединения «Визуальная школа». В ней выявляются тупиковые пути и определяются позитивные направления в представлении биологических учебных знаний на страницах бумажных учебников и в электронных ресурсах образовательного назначения. Проблема и вопросы, рассматриваемые в ней, распространяются на разные области педагогической науки: педагогика и психология, методика (биология, окружающий мир, анатомия и физиология человека) и информатизация образования. Монография адресована всем, кто разрабатывает, производит обучающие электронные ресурсы, составляет рекламу о них, а также тем, кто внедряет ресурсы в процесс обучения и тем, кто учит и учится таким интересным предметам, как анатомия и биология с применением компьютерных средств обучения.
Рецензенты
1. Лях Константин Фёдорович (кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и теологии Мурманског государтсвенного технического университета.
2. Заболотный Сергей Павлович (начальник Мурманской военво-врачебной комиссии ФБУ больница №1 (г. Архангельск) УФСИН России но Архангельской области, подполковник внутренней службы, кандидат медицинских наук, доцент кафедры БЖД и основ медицинских знаний Мурманского государственного гуманитарного университета).
3. Щербина Феликс Александрович (доктор биологических наук, кандидат медицинских наук, профессор кафедры БДЖ и основ медицинских знании Мурманского государственного гуманитарного университета.
Содержание

Введение

5

Об особенностях текста и оформления его содержания

16

Раздел I. Зависимость смысла от слова и образа

18

§1. Принципы дидактики

26

       1.1. Научность

36

       1.2. Доступность

47

       1.3. Наглядность

61

       Краткие выводы

74

§2. Естественные преграды и искусственные причины

75

       2.1. О препятствиях и помехах

88

            2.1.1. Региональный компонент

88

            2.1.2. Проблемы ориентации

97

       2.2. Об издательской небрежности (Черношеина Л.А., Резник Н.А.)

107

       2.3. Об авторской ответственности

123

       Краткие выводы

133

§3. Намерения и реалии

135

       3.1. Общие тенденции и отдельные решения (Ежова Н.М.)

147

            3.1.1. Оцифрованное печатное издание (Черношеина Л.А., Ежова Н.М.)

148

            3.1.2. Электронная книга (Черношеина Л.А., Ежова Н.М.)

155

            3.1.3. Интерактивная энциклопедия (Черношеина Л.А., Ежова Н.М.)

163

       3.2. Новые издания и старые ошибки (Ежова Н.М.)

172

       3.3. Спецификации и специализация (Ежова Н.М.)

185

            3.3.1. Оцифровка первоисточников (Ежова Н.М.)

165

            3.3.2. Интерпретация содержания (Черношеина Л.А., Ежова Н.М.)

190

       Краткие выводы

198

§4. Нечастные вопросы

199

       4.1. Схемы и таблицы

205

       4.2. Изображения и пояснения

219

       4.3. О наблюдении и искажениях

237

       Краткие выводы

252

Наши выводы

253

Раздел II. Образ и слово в смысловом единстве

259

§5. Форма и образ, образ и слово

269

       5.1. Фильмы и тетрадь

273

       5.2. Мотив и реакция, наблюдения и рисование (Шильникова О.В., Резник Н.А.)

284

       5.3. Познание странного ( Шильникова О.В., Резник Н.А.)

298

       5.4. Необычное и удивительное, сравнения и сопоставления (Шильникова О.В., Резник Н.А.)

310

       Краткие итоги

318

§6. Инструментарий, содержание и форма

319

       6.1. “Параллели” и “меридианы”

330

       6.2. Углубление и расширение

341

       6.3. Многофункциональный слайд-каталог

348

       6.4. Логическая визуализация

356

       Краткие итоги

363

§7. Миниатюры и комплект

364

       7.1. Сценарий и прототип

367

       7.2. Трудные вопросы (Черношеина Л.А., Резник Н.А.)

378

       7.3. Контроль и подсказка (Павлов Н.А., Резник Н.А.)

384

       7.4. Самопроверка и помощь (Павлов Н.А., Резник Н.А.)

390

       Краткие итоги

397

Наши рекомендации

398

Раздел III. Многофакторный эксперимент

403

§8. Ретроспектива и перспективы

408

       8.1. Первые результаты

414

            8.1.1. Студенческий проект

415

            8.1.2. Учительская экспертиза (Сердюк В.А.)

419

       8.2. Оцифровки и апробации

425

            8.2.1. Наедине со слайд-фильмом (Авдеев А.П.)

430

            8.2.2. Маленький дистант (Авдеев А.П.)

434

            8.2.3. Маленький инструмент и быстрый эксперимент (Павлов Н.А., Авдеев А.П.)

436

       8.4. Авторский текст и методические акценты

442

       Кратко о результатах

453

§9. Средства обучения и измерения

454

       9.1. Лабораторный эксперимент

459

            9.1.1. Вместе со старшими (Авдеев А.П.)

459

            9.1.2. Развлечение и знания (Авдеев А.П.)

462

            9.1.3. Любознательность и эмоции (Авдеев А.П.)

465

            9.1.4. Смена жанра

469

            9.1.5. Научность в сказочном сюжете (Авдеев А.П.)

474

       9.2. Поиск стратегии

476

            9.2.1. Контролируемые параметры

481

            9.2.2. Обработка результатов

490

       9.3. Тактика модификаций

496

       Кратко о результатах

502

§10. Фактология и констатации

503

       10.1. Естественный эксперимент (Черношеина Л.А., Павлов Н.А.)

508

            10.1.1. Эксперимент в школе (Абросимова Т.В.,  Павлов Н.А., Ежова Н.М.)

509

            10.1.2. Эксперимент в колледже (Черношеина Л.А., Павлов Н.А., Ежова Н.М.)

525

       10.2. Возможности и преткновения

537

       Кратко о результатах

550

Наши итоги

551

Заключение

560

Список использованных источников

565

       Научные источники

565

       Атласы

573

       Схемы, таблицы и плакаты

574

       Учебная литература

575

       Электронные ресурсы

578

       Словари и энциклопедии

582

       Разное

583

Ссылка: Резник Н.А. Научность, доступность и наглядность учебного контента в современном информационном пространстве, Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2012, 592 стр.
ISBN 978-3-8465-3113-6

  Скачать полный PDF

Авторефераты |Статьи | Визуальные уроки |Библиография

Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | Новости сайта | Контакты | Наш край


© Наталья Резник, руководитель проекта “Визуальная школа”
© Наталия Ежова, Николай Павлов, методисты-разработчики сайта
© Алексей Барышкин, дизайн макет сайта

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100