Главная -> Отзывы ->Бродский И.Л. (Мурманск, 1996) О книге для учителей "Визуальные уроки" Резник Н.А.
 
Бродский И.Л. О книге для учителей “Визуальные уроки” Резник Н.А. 

           Резник Н.А. посвятила свою работу (Визуальные уроки. Компл. дидакт. матер. к шк. урокам. - СПб.: Свет, 1996) возможностям использования визуального мышления в процессе обучения в основной школе и старших классов школы. Тема книги является весьма актуальной и порождена самой природой универсального механизма человека – зрения, отвечающего за прием и обработку предлагаемой информации. Для полноценного использования визуального мышления в процессе обучения нужна определенным образом сформированная информационная среда. Структурные элементы такой среды должны помочь учителю организовать соответствующим образом процесс обучения, ученику – использовать возможности зрительного аппарата в усвоении теории и решении задач.

          Очень коротко можно охарактеризовать визуальную технологию как систему алгоритмов разработки дидактических визуальных (наглядных) материалов, тонко выстраивающих изучаемые разделы предмета на основе индукции – от простого к сложному, от частного к общему таким образом, чтобы каждый учащийся нашел свою нишу и свою планку. А ведь именно здесь «зарыта собака» интересности процесса учебы для ребенка, а значит и безболезненной его интенсификации!

          Я могу судить о представленной работе, прежде всего на основе многочисленных посещенных мною практических занятий, открытых уроков, дававшихся учениками и последователями Н.А. Резник по ее технологии и под ее руководством для учителей Мурманской области. По книге «Визуальные уроки» можно получить представление об этой технологии в сжатой форме. Однако эффект присутствия на уроках, проводимых в классе, дает гораздо больше информации, чем книга, о реальном взаимодействии ребенка и новых дидактических материалов и результатов такого взаимодействия.

          Больше всего запоминаются энтузиазм учащихся, их тянущиеся руки в ответ на вопрос «Кто скажет?», атмосфера увлекательной игры. Это отмечали все слушатели курсов – посетители открытых уроков в Мурманском морском лицее, лицее №1, школах №28 и 34 г. Мурманска, Зверосовхозской средней школе, школе №3 поселка Мурмаши, в других образовательных учреждениях, где царят творчески работающие учителя, всерьез проникнувшиеся важностью дела.

          Впечатляет огромное по сравнению с обычным уроком, число решенных каждым ребенком задач, явно проявляющаяся их возрастающая любознательность, наличие внезапно возникающих дискуссий. В этих случаях обнажается индивидуальность и мастерство учителя, ведущего урок, который, будучи освобожденным от необходимости заниматься рутинной работой, является по сути дела режиссером, направляющим действия, указывающим как и что можно делать.

           Визуальная методика многократно обогащается по мере внедрения в практику разработку и использования дидактических материалов компьютерной техники. Она в равной степени пригодна для использования во многих учебных дисциплинах. В книге «Визуальные уроки» рассказывается об опыте использования визуальной технологии учителями Мурманской области на уроках математики, географии, физики, химии, русского языка.

          Как всякое принципиальное новшество, концепция визуализации учебного материала пробивает себе дорогу с традиционными в таких случаях трудностями. Однако число приверженцев визуализации неуклонно растет. И это неудивительно: интенсификация процессов обучения – веление времени.

          Формы реализации концепции Н.А. Резник находятся в состоянии постоянного развития и совершенствования. Но многочисленные публикации, широкая многогранная апробация результатов, положительное мнение коллег – от рядовых учителей до таких крупных авторитетов как академик М.И. Башмаков – все это говорит о решении важной педагогической задачи, о новом направлении в теории и практике обучения.

Бродский Исай Лазаревич, профессор кафедры естественно-математического и профессионального образования Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры

Loading
Главная -> Отзывы -> Бродский И.Л. (Мурманск, 1996)

Визуальные уроки | Визуальные дидактические материалы | Наши публикации | О нас | Отзывы | | Новости сайта | Контакты | Наши друзья


© Наталья Резник (nareznik@yandex.ru): руководитель проекта “Визуальная школа”
© Наталия Ежова (naegova@yandex.ru): методист-разработчик сайта
© Алексей Барышкин: дизайн, макет сайта

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100